Когда вы понимаете, что коллекторы действуют противозаконно, лучше всего постараться их игнорировать. Не стоит вступать с ними в диалог или пытаться что-то объяснять, просто завершайте звонок. При звонках с неизвестного номера в неустановленное время не берите трубку. Блокируйте номера от нежелательных абонентов.
По возможности постарайтесь делать аудиозапись всех разговоров с коллекторами. Личное общение нужно вести в присутствии свидетелей или использовать видеофиксацию. Если вы получили SMS с угрозами, не удаляйте их.
Чтобы привлечь коллекторское агентство к ответственности, желательно получить в разговоре данные, которые вам понадобятся впоследствии: ФИО и должность того, кто звонит, название коллекторской компании, адрес фирмы, ИНН и ОГРН и пр. Если вам неизвестны эти данные, попробуйте уточнить информацию в НБКИ — Национальном бюро кредитных историй.
В случае совершения грубых нарушений со стороны коллекторов следует обратиться в полицию. Например, если со стороны коллекторов поступают угрозы, оскорбления, шантаж, либо к вам пытаются применить физическое насилие или нанести вред вашему имуществу. Указанные действия могут повлечь административную, а также уголовную ответственность.
Если коллекторы нарушают процедуры, прямо прописанные в Законе (частота или время звонков, личных встреч и т.д.), то необходимо обратиться в Федеральную службу судебных приставов, которая является контролирующим органом для коллекторов. Также с жалобой можно обратиться в Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА)
https://zhaloba.napca.ru/ и Роспотребнадзор.
Если нарушения закона происходит со стороны кредитора, являющегося кредитной организацией, то необходимо обратиться с жалобой в Центральный банк Российской Федерации.
Если ваши персональные данные были разглашены без вашего согласия, вы можете обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.